Нет ничего приятнее, чем выдумывать новые миры. Забываешь, до чего непригляден тот, в котором мы живем. У.Э.
Хочу рассказать вам про поход, только не знаю с чего начать.
Например, знаете ли вы что такое Крестовые походы?
Все знают, конечно, это теперь синоним бессмысленного и беспощадного ксенофобского изничтожения.
Ладно, я немного преувеличиваю. Но, наверное, только немного.
На самом деле Крестовые походы - это исключительно интересный и важный период в истории средневекового мира, который показывает, насколько сложными и многогранными могут быть межнациональные и межконфессиональные отношения. Ближний Восток, как мне иногда кажется, до сих пор живет как-то так: когда рядом уживаются уважительные торгово-туристические отношения и слепая ненависть. В старом городе Иерусалима до сих пор все такое же, как было 800 лет назад, в каком-то смысле, даже приглядываться сильно не нужно, чтобы это увидеть.
Крестовые походы в конце 11 века привели к тому, что на Святой Земле было образовано государство крестоносцев, Иерусалимское королевство, уникальная политико-экономическая структура, которая по понятными причинам просуществовала меньше 200 лет. В конце 12 века, когда во главе мусульман стоял легендарный Салах-ад-Дин, в Иерусалимском королевстве выросло уже три поколения родившихся на Святой земле франков по памяти и самоопределению. И именно при Салах-ад-Дине история крестовых походов начала заканчиваться.
В 1187 году произошло сражение, которое определило судьбу франкского присутствия на Ближнем востоке, и хотя последние крестоносцы ушли из Святой земли только через сто лет, после сражения при Рогах Хаттина надежды на повторение славы первого крестового похода уже больше не было. Тогда, в июле, после двухдневного перехода франкское войско было уничтожено, король и многие другие знатные рыцари взяты в плен. После этого защищать Иерусалим от Салах-ад-Дина было уже, фактически, некому, и город был сдан.
И, казалось бы, что. В современном обществе все это - седая история, не имеющая никакого реального приложения к жизни. Знать ее можно, но, в целом, совершенно не обязательно, хотя какие-то обрывки уходят в массовое сознание (про Саладина, наверняка, все знают, а еще многие смотрели фильм "Царство небесное" в котором в совершенно дикой фентезийной форме переданы эти события). Однако, история продолжает волновать сердца и владеть мыслями. Наверное, поэтому уже 11 лет группа реконструкторов из разных стран повторяет тот путь к Рогам Хаттина и финальную битву. Конечно, в другом масштабе и других условиях, но повторяет - в те же самые дни недели, в первые выходные июля, в самый разгар иссушающего палестинского лета.
Весь поход начинается в четверг, когда после захода солнца в лагере, разбитом у источника в Ципори, повторяется совет между королем Иерусалимским и рыцарями, получившими вести о движении войск Салах-ад-Дина. Интересно, что свидетельств об этом совете осталось довольно много, он подробно описывается в нескольких источниках, и мы знаем о чем и как в тот вечер говорилось. Поэтому, повторяя их слова, сегодня мы переходим в пространство мистерии, открывающей не только историю для нас, но и показывающей что-то важное внутри нас самих. Пока еще не понятно что, но это первое погружение настраивает на нужное настроение и окончательно разрывает связь с реальностью.
На следующий день начинается поход. Крестоносцы планировали пройти 30 км за один день, но не смогли, в пятницу они делают только 20 км и останавливаются на ночлег в лесу 10 км от Хаттина. Переход проходит в очень тяжелых условиях, мусульмане, идущие впереди, уничтожают источники и лишают крестоносцев воды.
Современные пилигримы проходят этот путь в такое же одежде, как и крестоносцы 800 лет назад, с таким же вооружением и насколько это возможно - тем же самым путем. Единственное, что отличается от оригинальной истории: требования по технике безопасности, потому что если, как крестоносцы, ты останешься без воды, то очень быстро отправишься в больницу с обезвоживанием, что недопустимо на подобном мероприятии.
Но даже с полноценным рационом, продуманными остановками для забора воды и возможностью бросить маршрут в любой момент, все равно, как только выходишь на дорогу, ты перемещаешься в другое измерение.
Именно за этим ты пришел сюда, и кажется, что все только игра, но на белых камнях римской дороги, когда глаза слезятся от солнца и впереди еще полдня пути, ты понимаешь, что ничего более реального никогда не было и не будет.
Отряд делится на две части: конную и пешую, таким образом получается два маршрута, пехотинцы могут сокращать путь через непроходимые для лошадей участки. Когда стихает шум более крупной конной партии, и маленький отряд пехотинцев остается один на один с галилейскими горами и лесами, мир меняется. Потом вдали можно увидеть вереницу всадников, проходящих по краю обрыва - сейчас ты видишь настоящее крестоносное войско, вернувшееся из другого мира. Мистерия продолжается, разворачивается и захватывает тебя с головой.
Ночевка в Палестине в середине лета - удивительное дело. В лесу Лави каменистая земля устлана толстым слоем сосновой хвои, а после заката солнца, когда жара спадает, на ее место приходит сочный, пропитанный пряным запахом прохладный ветер. И разбудят тебя до восхода солнца муэдзины из соседней деревни: так ты знаешь, что принесет новый день.
Наступает суббота, до Хаттина остается около 10 км, но это самая сложная часть перехода, потому что на дороге нет даже намека на тень. Отряд идет через поля и постепенно поднимается к древнему вулкану, пики которого так похожи на рога. На этом месте Иисус прочел Нагорную проповедь, на этом месте Салах-ад-Дин поджег траву, отрезая крестоносцам путь к водам Галилейского моря, на этом месте вершилась история, и сейчас ты можешь быть ее частью.
Сам бой происходит в самых невыносимых условиях. Но только пройдя весь путь до конца, ты добираешься до пика мистерии, и погружение в историю, в самого себя, во вселенную, теперь совершенное. Отряд делится на две части: мусульманскую и франкскую, идет конная атака, стреляют лучники, пехота сходится в ближний бой. Все заканчивается. Пленных уводят, крест потерян, победа остается за солнцем и сушью обжигающего горного ветра.
Когда стоишь на гребне Хаттина так, чтобы можно было видеть и поле боя и синие воды Галилейского моря, невольно задаешь себе вопрос "зачем", и не можешь ответить. Потому что все пережитое невозможно облечь в слова, невозможно выразить или объяснить, и если ты не прошел тропой крестоносцев к Хаттину, чужие рассказы тебя не тронут. Только когда спускаешься к морю, когда можно сменить мокрую насквозь одежду 12 века на современную, кажется, что закончилась целая жизнь, и сам ты остался лежать на этом поле вместе с ними, 800 лет назад. И что это было правильно.
Только в следующем году все повторится, когда ты снова пойдешь этим путем обреченных.
Например, знаете ли вы что такое Крестовые походы?
Все знают, конечно, это теперь синоним бессмысленного и беспощадного ксенофобского изничтожения.
Ладно, я немного преувеличиваю. Но, наверное, только немного.
На самом деле Крестовые походы - это исключительно интересный и важный период в истории средневекового мира, который показывает, насколько сложными и многогранными могут быть межнациональные и межконфессиональные отношения. Ближний Восток, как мне иногда кажется, до сих пор живет как-то так: когда рядом уживаются уважительные торгово-туристические отношения и слепая ненависть. В старом городе Иерусалима до сих пор все такое же, как было 800 лет назад, в каком-то смысле, даже приглядываться сильно не нужно, чтобы это увидеть.
Крестовые походы в конце 11 века привели к тому, что на Святой Земле было образовано государство крестоносцев, Иерусалимское королевство, уникальная политико-экономическая структура, которая по понятными причинам просуществовала меньше 200 лет. В конце 12 века, когда во главе мусульман стоял легендарный Салах-ад-Дин, в Иерусалимском королевстве выросло уже три поколения родившихся на Святой земле франков по памяти и самоопределению. И именно при Салах-ад-Дине история крестовых походов начала заканчиваться.
В 1187 году произошло сражение, которое определило судьбу франкского присутствия на Ближнем востоке, и хотя последние крестоносцы ушли из Святой земли только через сто лет, после сражения при Рогах Хаттина надежды на повторение славы первого крестового похода уже больше не было. Тогда, в июле, после двухдневного перехода франкское войско было уничтожено, король и многие другие знатные рыцари взяты в плен. После этого защищать Иерусалим от Салах-ад-Дина было уже, фактически, некому, и город был сдан.
И, казалось бы, что. В современном обществе все это - седая история, не имеющая никакого реального приложения к жизни. Знать ее можно, но, в целом, совершенно не обязательно, хотя какие-то обрывки уходят в массовое сознание (про Саладина, наверняка, все знают, а еще многие смотрели фильм "Царство небесное" в котором в совершенно дикой фентезийной форме переданы эти события). Однако, история продолжает волновать сердца и владеть мыслями. Наверное, поэтому уже 11 лет группа реконструкторов из разных стран повторяет тот путь к Рогам Хаттина и финальную битву. Конечно, в другом масштабе и других условиях, но повторяет - в те же самые дни недели, в первые выходные июля, в самый разгар иссушающего палестинского лета.
Весь поход начинается в четверг, когда после захода солнца в лагере, разбитом у источника в Ципори, повторяется совет между королем Иерусалимским и рыцарями, получившими вести о движении войск Салах-ад-Дина. Интересно, что свидетельств об этом совете осталось довольно много, он подробно описывается в нескольких источниках, и мы знаем о чем и как в тот вечер говорилось. Поэтому, повторяя их слова, сегодня мы переходим в пространство мистерии, открывающей не только историю для нас, но и показывающей что-то важное внутри нас самих. Пока еще не понятно что, но это первое погружение настраивает на нужное настроение и окончательно разрывает связь с реальностью.
На следующий день начинается поход. Крестоносцы планировали пройти 30 км за один день, но не смогли, в пятницу они делают только 20 км и останавливаются на ночлег в лесу 10 км от Хаттина. Переход проходит в очень тяжелых условиях, мусульмане, идущие впереди, уничтожают источники и лишают крестоносцев воды.
Современные пилигримы проходят этот путь в такое же одежде, как и крестоносцы 800 лет назад, с таким же вооружением и насколько это возможно - тем же самым путем. Единственное, что отличается от оригинальной истории: требования по технике безопасности, потому что если, как крестоносцы, ты останешься без воды, то очень быстро отправишься в больницу с обезвоживанием, что недопустимо на подобном мероприятии.
Но даже с полноценным рационом, продуманными остановками для забора воды и возможностью бросить маршрут в любой момент, все равно, как только выходишь на дорогу, ты перемещаешься в другое измерение.
Именно за этим ты пришел сюда, и кажется, что все только игра, но на белых камнях римской дороги, когда глаза слезятся от солнца и впереди еще полдня пути, ты понимаешь, что ничего более реального никогда не было и не будет.
Отряд делится на две части: конную и пешую, таким образом получается два маршрута, пехотинцы могут сокращать путь через непроходимые для лошадей участки. Когда стихает шум более крупной конной партии, и маленький отряд пехотинцев остается один на один с галилейскими горами и лесами, мир меняется. Потом вдали можно увидеть вереницу всадников, проходящих по краю обрыва - сейчас ты видишь настоящее крестоносное войско, вернувшееся из другого мира. Мистерия продолжается, разворачивается и захватывает тебя с головой.
Ночевка в Палестине в середине лета - удивительное дело. В лесу Лави каменистая земля устлана толстым слоем сосновой хвои, а после заката солнца, когда жара спадает, на ее место приходит сочный, пропитанный пряным запахом прохладный ветер. И разбудят тебя до восхода солнца муэдзины из соседней деревни: так ты знаешь, что принесет новый день.
Наступает суббота, до Хаттина остается около 10 км, но это самая сложная часть перехода, потому что на дороге нет даже намека на тень. Отряд идет через поля и постепенно поднимается к древнему вулкану, пики которого так похожи на рога. На этом месте Иисус прочел Нагорную проповедь, на этом месте Салах-ад-Дин поджег траву, отрезая крестоносцам путь к водам Галилейского моря, на этом месте вершилась история, и сейчас ты можешь быть ее частью.
Сам бой происходит в самых невыносимых условиях. Но только пройдя весь путь до конца, ты добираешься до пика мистерии, и погружение в историю, в самого себя, во вселенную, теперь совершенное. Отряд делится на две части: мусульманскую и франкскую, идет конная атака, стреляют лучники, пехота сходится в ближний бой. Все заканчивается. Пленных уводят, крест потерян, победа остается за солнцем и сушью обжигающего горного ветра.
Когда стоишь на гребне Хаттина так, чтобы можно было видеть и поле боя и синие воды Галилейского моря, невольно задаешь себе вопрос "зачем", и не можешь ответить. Потому что все пережитое невозможно облечь в слова, невозможно выразить или объяснить, и если ты не прошел тропой крестоносцев к Хаттину, чужие рассказы тебя не тронут. Только когда спускаешься к морю, когда можно сменить мокрую насквозь одежду 12 века на современную, кажется, что закончилась целая жизнь, и сам ты остался лежать на этом поле вместе с ними, 800 лет назад. И что это было правильно.
Только в следующем году все повторится, когда ты снова пойдешь этим путем обреченных.